«Дитя мое, Христос невидимо стоит перед тобою, принимая Исповедь твою. Не стыдись, не бойся и не скрывай что-либо от меня, но скажи все, чем согрешил, не смущаясь, и примешь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его пред нами: я же только свидетель, и все, что скажешь мне, засвидетельствую пред Ним. Если же скроешь что-нибудь от меня, грех твой усугубится. Пойми же, что раз уж ты пришел в лечебницу, так не уйди из нее неисцеленным» (Молитвы, читаемые священником на исповеди).
Феофан Вышенский (1815-1894), епископ, затворник, богослов, публицист-проповедник. Прославлен в лике святителей.
«Кающемуся изрекается всепрощение в Таинстве Покаяния»
«Что особенно делает необходимым Таинство Покаяния, так это, с одной стороны, свойство греха, а с другой свойство нашей совести. Когда мы грешим, то думаем, что не только вне нас, но и в нас самих не остается следов греха. Между тем, он оставляет глубокие следы и в нас, и вне нас на всем, что нас окружает, и особенно на небе, в определениях Божественного правосудия».
Александр (Милеант) (1938 — 2005), епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский (Русская Православная Церковь Заграницей), богослов, миссионер, духовный писатель.
«Значение и Сила Таинства Покаяния»
«Таинство Покаяния Господь установил по воскресении Своем, когда, явившись ученикам Своим, сказал им: «Мир вам… и, дунув, сказал им: Примите Духа Святого, кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20:21-23).
Лазарь (Абашидзе) (1959 — 2018), архимандрит, клирик Грузинской Православной Церкви, основатель монастыря Воскресения Христова, иконописец, духовный писатель, публицист.
«Суть Таинства Покаяния (Исповеди)»
«Хотя в Таинстве Крещения христианин и получает прощение всех грехов своих, но в последующей жизни в непрерывной борьбе с грехом не обходится без временных поражений, падений, отступлений – под влиянием внешних соблазнов и собственных страстей. Потому-то и нуждается каждый верующий в частом, по возможности, исповедании своих грехов»
Петр Юрьевич Малков (1971), кандидат богословия, заведующий кафедры теологии, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия.
«Богословский смысл Таинства Покаяния (Исповеди)»
«Именно уврачевание человека, восстановление здравия его души – цель Таинства Покаяния. Что происходит с грехом в момент Исповеди? Он уничтожается, перестает быть частью нашего душевного внутреннего содержания и относится к тому прошлому, которое перечеркнуто, уничтожено. Впрочем, это не значит, что все совершенные нами прежде греховные поступки, в которых мы исповедались перед священником, не оказывают на нас уже никакого влияния. Оказывают. Но уже не как вина, а как наша память, наши переживания, следы, шрамы, которые остались у нас в душе»
Николай Евграфович Пестов (1892-1982), богослов, историк православной Церкви, доктор химических наук, профессор, кавалер ордена Ленина.
«В течение всей нашей жизни наша духовная одежда непрестанно покрывается пятнами греха. Их можно заметить вместе с тем лишь тогда, когда одежда наша бела, т. е. очищена покаянием. И только внимательная жизнь и своевременное очищение греховных пятен в Таинстве Исповеди может сохранить чистоту нашей души и присутствие в ней Духа Святого Божия»
Видео:
Митрополит Иларион (Алфеев):
«Что нужно знать об Исповеди? 10 тезисов» (06:36)
Лекция в Сретенской духовной семинарии:
«Исповедь» (1:00:41)
Православный телеканал «Союз». Беседы с батюшкой:
Протоиерей Александр Абрамов «Исповедь и Причастие» (54:16)
Протоиерей Андрей Ткачев «Исповедь и Причастие» (59:37)
Иерей Василий Равлик «Исповедь – билет на Причастие или перемена в жизни?» (44:36)