Епископ Александр (Милеант) «Значение и Сила Таинства Покаяния»

Епископ Александр (Милеант) (1938 — 2005)

Следуя учению Спасителя и Его Апостолов, мы верим, что таинство покаяния врачует духовные болезни человека, совершает духовное очищение, и христианин, получив отпущение грехов, снова становится невинным и освященным, каким он был после крещения. Уничтожаются грехи человека, влекущие его вниз, притупляющие его ум, сердце и совесть, ослепляющие его духовный взор, обессиливающие его христианскую волю, и одновременно восстанавливается его живая связь с Господом Богом и с Церковью. Облегченный от тяжести грехов, человек вновь оживает духовно и становится способным укрепляться и совершенствоваться в христианской жизни.

Таинство покаяния состоит из двух основных действий: исповедания перед пастырем Церкви своих грехов и молитвенного прощения и разрешения их, произносимого священнослужителем. «Исповедание» – т.е. произнесение вслух – есть необходимое выражение покаяния.

Что же такое покаяние? Покаяние есть не только сознание своей греховности или простое признание себя недостойным; даже не только сокрушение и сожаление о допущенных падениях и слабостях и не только раскаяние (хотя все эти чувства должен испытывать кающийся). Но покаяние есть решимость бороться со своими дурными наклонностями и напряжение воли к исправлению. Покаянное состояние души соединяется с прошением помощи Божией для борьбы со своими дурными наклонностями. Такое сердечное и искреннее покаяние нужно для того, чтобы действенность этого таинства простиралась не только на снятие грехов, но чтобы в раскрытую душу входило благодатное лекарство, не допускающее ей вновь погрузиться в греховную грязь.

Само перечисление вслух своих духовных болезней и падений перед духовником – или исповедание грехов – имеет то важное значение, что в нем преодолеваются гордыня, – главный источник грехов, и уныние от сознания безнадежности своего исправления. Выявление греха приближает нас к извержению его из себя. Приступающий к таинству покаяния готовит себя к нему молитвенным подвигом, постом и углублением в самого себя с целью увидеть свою греховность и оплакать ее.

Навстречу кающемуся христианину идет милость Божия, свидетельствующая устами пастыря-духовника, что Небесный Отец не отвергает идущего к Нему, как не отвергнул блудного сына и кающегося мытаря. Свидетельство это заключается в словах особой молитвы и особых разрешительных словах, произносимых священнослужителем.

Таинство покаяния Господь установил по воскресении Своем, когда, явившись ученикам Своим, сказал им: «Мир вам… и, дунув, сказал им: Примите Духа Святого, кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20:21-23). Кроме того, Христос Спаситель еще прежде дважды говорил об этом таинстве. Именно, в первый раз сказал апостолу Петру, когда тот исповедал Его от лица всех апостолов Сыном Божиим: «Дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мт. 16:19). В другой раз засвидетельствовал всем апостолам: «Если (грешащий) и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено (Мт. 18:17-18).

Священнослужители являются только посредниками при совершении таинства, которое невидимо совершает через них Сам Бог. Св. Иоанн Златоуст, имея в виду божественное установление власти пастырей Церкви «решить и вязать» (развязывать и связывать говорит: «Священники определяют долу (на земле), Бог утверждает горе (на небе), и Владыка согласуется со мнением Своих рабов». Священник является здесь орудием милости Божией и отпускает грехи не от себя, но во имя Божие.

Незримые действия благодати в таинстве покаяния, по своей обширности и могуществу, простираются на все беззакония человеческие. Нет греха, который бы не мог быть прощен людям, если только они искренне в нем покаются и исповедают его с живою верою в Господа Иисуса и надеждою на Его милость. «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мт. 9:13), говорил Спаситель, и как ни велико было грехопадение ап. Петра, простил его, когда он истинно покаялся. Известно, что ап. Петр призывал к покаянию даже тех иудеев, которые распяли истинного Мессию (Деян. 2:28-41), и потом призывал покаяться волхва Симона, родоначальника всех еретиков (Деян. 8:18-24). Ап. Павел разрешил покаявшегося кровосмесителя, подвергнув его предварительному временному отлучению (2 Кор. 2:7).

С другой стороны, необходимо помнить, что отпущение грехов в таинстве есть акт милосердия, но не неосмысленной жалости. Он дан для духовной пользы человека, «на созидание, а не на разорение» (2 Кор. 10:8). Это накладывает великую ответственность на совершителя таинства.

Священное Писание говорит о тех случаях или условиях, когда не прощаются грехи. В слове Божием упоминается о хуле на Духа Святого, которая не простится человекам не в этом веке, не в будущем (Мт. 12:31-32). Также говорится о «грехе смертном» о прощении которого не заповедано даже молиться (1 Иоан. 5:16). Ап. Павел наставляет, что «невозможно однажды просвещенных и вкусивших дара небесного, и ставших причастниками Духа Святого и вкусивших благого слова Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6:4-6).

Во всех этих случаях причина невозможности прощения грехов находится в самих грешниках, а не в воле Божией, именно, в их нераскаянности. Как может быть прощен грех благодатью Святого Духа, когда на эту благодать возводится хула? Но должно верить, что и в этих грехах грешники, если они принесут искреннее покаяние, и оплачут свои грехи, они будут прощены. «Ибо, – говорит св. Иоанн Златоуст о хуле на Духа Святого, – и сия вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, которые изрыгали хулы на Духа, впоследствии уверовали, и все им было отпущено» (Беседы на Евангелие от Матфея). И Отцы Седьмого Вселенского Собора (Этот собор состоялся в 787 году в городе Никее, около Константинополя) говорят о возможности прощения грехов смертных: «Грех к смерти есть, когда некоторые, согрешая, неисправными пребывают… В таковых нет Господа Иисуса, если не смирятся и не отрезвятся от своего грехопадения. Подобает им паче приступать к Богу и с сокрушенным сердцем просить прощения греха сего и прощения, а не тщеславиться деянием неправедным. Ибо близ Господь сокрушенным сердцем» (Пс. 33).

Из Евангелия следует, что всех кающихся надо допускать к покаянию, – не только готовящихся к крещению, но и уже крещенных христиан: «На небесах будет более радости об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лук. 15:7). В Откровении св. Иоанна Богослова читаем: «Ангелу Ефесской церкви напиши… скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (От. 2:1-5) .

Некоторые инославные христиане ошибочно думают, что одна вера делает их безгрешными и святыми и что они не нуждаются в покаянии и исповеди. Имея ввиду таких самодовольных «праведников,» ап. Иаков пишет, что «мы все много согрешаем» (Иаков 3:2.). О необходимости каждому человеку очищать свою совесть Ап. Иоанн Богослов так наставляет: «Если исповедуем грехи наши, то Он (Христос), будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин 1:9-10).

Святые отцы Церкви объясняли, что отсутствие покаянного настроения происходит не из-за безгрешности, но от духовного огрубения. Ведь, чем ярче свет, тем яснее обнаруживаются на предметах пыль и разные дефекты. Подобным образом, чем больше человек приближается к Богу, тем отчетливее он видит свои прегрешения и недостатки, тем смиреннее он становится. Действительно, величайшие праведники с большим сокрушением и даже со слезами каялись в своих грехах и были очень скромного о себе мнения.

Известный духовный писатель, епископ Феофан, рассказывает следующее: «Был юноша, глубоко печалившийся о том, что он своими многочисленными грехами осквернил свою душу. От печали он заснул. И вот, ему снится, будто с неба слетел ангел, который острым ножом рассек ему грудь, вынул сердце, разрезал его на части, удалил из него все испорченное и гнилое, вложил его осторожно на прежнее место, залечив потом и самую рану. Юноша проснулся и почувствовал себя чистым от грехов своих. Не правда ли, как хорошо было бы и нам испытать на себе иногда подобное целительное действие светоносного ангела!» И такой ангел нам подается. Это – благодать Св. Духа в таинстве исповеди.

Мы знаем, что Иисус Христос принес на землю святую жизнь. Эта святая жизнь, при посредстве Церкви и св. Таинств, сообщается людям. Исповедь есть таинство святого покаяния. Она установлена для того, чтобы через нее мы очищались от всей своей греховной скверны. Исповедь – это не просто существующий обычай, который надо слепо исполнять, а это есть чрезвычайно важное и необходимое средство нравственного оздоровления и исправления, отвечающее самым необходимым требованиям нашей нравственной природы.

Линия для разделения текста

Источник: епископ Александр (Милеант) «Таинство Покаяния. Лекарство для больной души»