«Сотворите же достойные плоды покаяния» (Лк. 3:8)

Святитель Иоанн Златоуст: 

Впрочем, хотя грехи и превышают прощение, обратимся все же к покаянию, и мы удостоимся венцев. Покаянием же я называю не то, чтобы только отстать от прежних худых дел, но и то, чтобы показать большие добрые дела. «Сотворите, – сказано, – же достойные плоды покаяния». Как же нам сотворить их? Поступая напротив. Например, ты похищал чужое? Вперед давай и свое. Долгое время любодействовал? Теперь воздерживайся и от своей жены в известные дни; привыкай к воздержанию. Оскорблял и даже бил, кого ни встречал? Вперед благословляй обижающих тебя и благодетельствуй бьющим. Для исцеления нашего не достаточно только вынуть стрелу, но еще нужно приложить к ране лекарство. Ты предавался прежде сластолюбию и пьянству? Теперь постись и пей воду; старайся истребить зло, происшедшее от прежней жизни. Ты смотрел прежде сладострастными очами на чужую красоту? Вперед для большей безопасности совсем не смотри на женщин. «Уклоняйся, – сказано, – от зла и делай добро» (Пс. 33:15), и еще: «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов» (Пс. 33:14). А я требую, чтобы ты еще говорил доброе. «Ищи мира и следуй за ним» (Пс. 33:15) не только с людьми, но и с Богом. Прекрасно сказано: «следуй». Подлинно мир отринут и изгнан, и, оставив землю, отошел на небо. Но мы можем возвратить его опять, если только, оставив гордость, наглость и все, что препятствует ему, захотим вести жизнь скромную и кроткую.

Протоиерей Иоанн Бухарев: 

Т.е. если вы действительно желаете избежать гнева, то сотворите плод достойный покаяния, живите так, как должно человеку, принесшему покаяние – исправьтесь, делайте добрые дела, мыслите правильно о предметах веры и живите благочестиво.

Сотворите плод. Дерево часто представляется образом человека, и именно дерево плодовитое и с добрыми плодами означает человека добродетельного; дерево безплодное и с дурными плодами – человека, не делающего добра и делающего зло. Иудеи, в особенности же фарисеи, полагали, что они сделаются участниками в царстве Христовом только потому, что они потомки Авраамовы, а Иоанн говорил, что одно происхождение их от Авраама, без покаяния и исправления, не имеет цены в очах Божиих: ибо всемогущему Богу возможно даже и из этих – лежащих на берегу Иордана, – камней воздвигнуть чад, достойных Авраама, т. е. таких, которые будут подражать вере и добродетелям Авраама и удостоиваться вместе с ним чести или награды его в царстве небесном (Зигаб).

Некоторые из толкователей под камнями разумеют язычников, которых Бог предположил призвать в царство Христово вместо неверных иудеев.