«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3).
1. Имеешь ли ты, сын мой, христианское смирение – нищету духовную, без которой нельзя войти в Царствие Небесное?
«Нищие духом, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – те, которые постоянно хранят в уме и осознают свое ничтожество, смиряются духом и сокрушаются сердцем, укрощают всякую гордость и надмение в себе».
«Нищий духом, – по словам преподобного Макария Египетского, – постоянно пребывает в великом смиренномудрии и сердечном сокрушении о своем ничтожестве, всегда пред взором души своей имеет ее греховные язвы, познает окружающую тьму страстей и просит избавления от них у Господа. «В душах смиренных почиет Господь».
«Смиренномудрие, – говорит преподобный Иоанн Лествичник, – есть божественное покрывало, не позволяющее нам смотреть на свои добродетели; бездна собственного уничижения, ни для каких воров неприступная. Многие из нас сами себя называют, а может быть, и действительно почитают грешными, но сердце испытывается, когда другие бесчестят». «Не спасет нас ни подвижничество, ни бдение, ни другой какой труд, если не будет при сем истинного смирения».
Преподобный Макарий Египетский учит: «Горе той душе, которая, не сознает язв своих и по причине великой и безмерной испорченности не думает, что имеет какой-либо порок! Ее не посещает и не врачует добрый Врач, потому что и она не заботится о язвах своих, почитая себя невредимой и здоровой. «Не здоровые, – сказано, – имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9, 12)».
«Приучим себя, – говорит святитель Василий Великий, – к простоте в одежде и походке, в сидении, и в пище, и в том, как убирать постель, и в жилище, и в домашних сосудах. Будем показывать скромность в речи, в пении, в обхождении с ближними. Не будем употреблять надутости в словах, высокопарной важности в рассуждениях, не будем величавы. Будем ласковы к другу, благосклонны к слуге, незлобивы к дерзким, человеколюбивы по отношению к низшим. Будем приятны в приветствиях, веселы в ответах, доброжелательны, доступны для всех. Не будем отзываться о себе с похвалою, но будем прикрывать, насколько возможно, собственные совершенства. В грехах будем обвинять самих себя, не будем жестоки в обличениях, не будем скоро и с гневом обличать других, ибо это признак гордости. Не будем осуждать за маловажное, как будто мы сами праведники, а падших будем принимать и исправлять духовно. Кратко сказать, будем стремиться к смирению как любители его – и оно прославит нас».
Вот, сын мой, духовные средства к приобретению смирения.
1. Размышление о величии Божием и нашем ничтожестве. Бог есть все, а мы, тварь, – ничто. Авва Дорофей говорит: «Святые чем более приближаются к Богу познанием и чистотою жизни, чем яснее усматривают величие совершенств Божьих, тем более видят себя грешными, при блеске славы Божией яснее усматривают свои недостатки, слабости, греховную нечистоту и смиряются».
2. Размышление о том, что мы всецело, во всем, зависим от Бога. Мы все получили от Бога: и жизнь и силы, без содействия благодати Божией мы не можем совершить ничего доброго. Преподобный Макарий Египетский говорит: «Если царь положит сокровища у какого-нибудь нищего, то принявший на сохранение не считает эти сокровища своею собственностью, но везде признается в своей нищете, не смея расточать чужого сокровища, потому что всегда рассуждает сам с собою: «Это сокровище у меня не только чужое, но еще положено ко мне сильным царем, и он, когда захочет, возьмет его у меня».
Так и имеющие какие-нибудь дарования Божии должны быть смиренномудрыми, исповедовать нищету свою. Если нищий, приняв от царя сокровище и понадеявшись на это чужое сокровище, начинает превозноситься им как собственным своим богатством и сердце его исполняется кичения, то царь берет у него свое сокровище, и имевший его на сохранении остается таким же нищим, как был прежде. Так, если имеющие дарования от Бога превозносятся и начинают надмеваться сердца их, то Господь отнимает у них дары Свои и они остаются такими же, как были до принятия благодати от Господа».
2. Не гордился ли когда-либо? Не считал ли себя лучше других? Не приписывал ли исключительно себе, а не помощи Божией, своих успехов в науке или жизни, совершенных тобой добрых дел?
Помни, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6). «Если не будет основания – смирения, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – то хотя бы кто до небес возвышался жизнью, все это легко разрушится и будет иметь худой конец. Хотя бы ты отличался постом, молитвою, все это без смирения разрушится и погибнет».
Из шести пороков, которые особенно мерзки перед Господом, по словам Соломона, гордость занимает первое место (см. Прит. 6, 16–17). В числе семи смертных грехов гордость называется также на первом месте. В лице антихриста и нечестивых служителей его гордость будет осуждена на Страшном Суде Божием (см. 2Фес. 2, 12).
Но и в настоящей жизни Господь часто приводит к посрамлению и уничижению горделивых, как видно из многих ветхозаветных примеров. Египетский фараон погиб в Чермном море за гордое противление воле Господа; царь Навуходоносор впал в скотское состояние за то, что возвеличился могуществом своим и позабыл о зависимости своей от Вышнего, владеющего царством человеческим (Дан. 4, 30); Антиох Епифан в наказание за то, что превознесся перед Богом Израилевым и всеми мерами старался истребить истинное богопочтение, поражен был отвратительной предсмертной болезнью, так что сам признал эту болезнь следствием гнева Божия за свою гордыню (2Мак. 9, 5–28).
Христианин должен украшаться смирением, сознавая свои грехи, свое ничтожество пред Богом, исповедуя, что все, что он имеет лучшего, получено им от Бога, и без Его благодатной помощи никто шагу не может сделать не только на пути к вечному спасению, но и к здешнему, земному благополучию.
Не долины ли обильно орошаются влагою? Не долины ли цветут и благоухают? Не на горах ли бывает снег, и лед, и безжизненность? Горы высокие – образ горделивцев; долины – образ смиренных: «Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся» (Лк. 3, 5). Господь говорит: «На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66, 2). Поистине «блаженны нищие духом», т.е. смиренные, считающие себя за ничто, – «таковых есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3).
Так как грех гордости пагубен и весьма распространен, то обрати, сын мой, свое внимание на те духовно врачебные советы, какие я дам, руководствуясь мудростью святых подвижников, преодолевших гордость.
Вот средства борьбы с духом гордости.
Первое средство – сознавать, что мы не являемся совершенными в христианских добродетелях. Одному подвижнику, стремившемуся обрести блаженное смирение, приходили на ум горделивые помыслы о том, что он стал уже очень праведным и святым. Тогда, заранее написав на стене своей кельи названия высших добродетелей: совершенной любви, ангельского смиренномудрия, чистой молитвы и иных, – он говорил сам себе: «Пойдем за доказательством». Подойдя к стене, читал он наименования добродетелей и обличал себя в превозношении ответом: «Покуда не приобретешь их, до тех пор знай, что ты еще далек от Бога».
Второе средство для поражения гордости можно находить в мысли, что горделивые не войдут в Царство Божие. Преподобному Арсению Великому представились в видении два человека, которые, сколько не силились пронести бревно в отворенные двери церкви, никак не могли достигнуть своей цели и войти, потому что бревно несли поперек дверей, не давая один другому зайти вперед и нести вдоль, как бы следовало. И Ангел объяснил преподобному, что эти люди добродетельные, но гордые, не желающие смириться друг перед другом, и потому остающиеся вне Царства Небесного.
Для преодоления гордости весьма полезно также помнить о смерти и тлении, каким подвергается всякий человек. Святитель Тихон Задонский учит: «Рождаемся мы нагими и с плачем; живем в бедах, напастях и грехах; умираем со страхом, болезнью и воздыханием; погребаемся в землю и в землю обращаемся. Тут не видно, где богатый, где нищий, где благородный, где слуга, где господин, где раб, где мудрый и где неразумный лежит. Все сравняемся, так как все в землю обратимся. Почему же тогда земля и гной возносится?
Срамно гордиться христианам, когда Христос, Великий и Высокий Бог, смирил себя. Срамно гордиться рабам, когда Господь их смирен. Нет ничего, столь неприличного и непристойного для христиан, как гордость, и ничто так не свидетельствует о христианине, как смирение. От смирения познается человек, что он есть истинный ученик кроткого и смиренного сердцем Иисуса».
«Превозношение гордого не падет ли, – говорит святитель Филарет, митрополит Московский, – если противопоставят ему конец его: безобразие разрушения, смрад гниения, червя могильного, тлящего и истлевающего, и, наконец, червя адского, никогда не усыпающего?».
Гордый никогда не должен забывать, что высокомерие с тщеславием всегда приносили гибель человеку. Зазнался некогда царь иудейский «Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к народу»; а народ, раболепствуя ему, «восклицал: «Это голос Бога, а не человека». Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деян. 12, 21–23). «Видел я, – говорит святой Царь и пророк Давид, – нечестивца превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские; и прошел я мимо, и вот, его нет; и искал его, и не нашлось место его» (Пс. 36, 35–36).
Плачевна участь гордецов уже в этой жизни, а о будущей и говорить нечего. Они ненавистны Богу и обречены с диаволом на вечные муки, тогда как смиренным, нищим духом и принадлежит по преимуществу царство небесное, к ним-то особенно благоволит Господь.
Для борьбы с гордостью чаще прочитывай строки Священного Писания, направленные против нее: «Научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16, 15). «Когда исполните все повеленное вам, говорите: Мы рабы ничего не стоящие» (Лк. 17, 10). «Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал. 6, 3). «Не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь» (2Кор. 10, 18). «Во смирении нашем помянул нас Господь, …и избавил нас от врагов наших» (Пс. 135, 23–24). «Я смирился, и Он спас меня» (Пс. 114, 5).
3. Не тщеславен ли ты? Не любишь ли ты, чтобы тебя хвалили?
Сам Бог часто смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие. Молись об изгнании духа тщеславия. Если молитва не истребит тщеславного помысла, то подумай об исходе души из этой жизни. Если это не поможет, устрашим его позором Страшного Суда. «Кто возвышает себя, тот унижен будет» (Мф. 23, 12) даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или, лучше сказать, льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все свои беззакония, и найдем, что вовсе не стоим того, что нам приписывают.
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5, 4).
1. Если случилось тебе согрешить мыслью, или словом, или делом, то сожалел ли ты об этом? Скорбишь ли сердцем, что нарушил волю Бога, твоего Творца, Промыслителя и Спасителя? Оплакиваешь ли свои грехи?
Помни, что от греха человек терпит бедствия на земле, из-за грехов он лишается после смерти и вечного блаженства. Грешным, неверующим, непослушным Святой Матери Церкви, ворам, делателям неправды, лжецам, убийцам, бессердечным, жестоким, немилостивым Господь на Страшном Суде в гневе скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41).
Пока Господь не призвал тебя на Суд, ты, согрешив, со многими слезами умоляй Бога простить тебе грехи твои. Сожалей о своих нарушениях заповедей Божиих, скорби, стенай, сокрушайся, плачь. Знай, что сожаление о грехах, покаянные слезы угодны Господу, Который дарует тебе за них прощение и спасение. Все святые глубоко скорбели, когда совершали какие-то прегрешения. Святой Царь и пророк Давид часто и сильно сокрушался о своих грехах: «Утрудился я от воздыханий моих, каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими орошаю постель мою» (Пс. 6, 7). Святой апостол Петр, как говорит о нем церковное предание, каждую ночь, заслышав пение петуха, тотчас вспоминал свое отвержение от Христа, вставал с ложа и повергался на землю в горьком плаче. Так поступал он в продолжение всей своей жизни!
«Как после проливного дождя, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – воздух делается чистым, так и по пролитии слез настает тишина и ясность, и мрак греховный исчезает». «Плач о грехах, – свидетельствует святитель Димитрий Ростовский, – омывает душу, убеляет всякоепомрачение, очищает совесть, просвещает ум, разрешает греховные узы, разрывает рукописание всяких беззаконий».
2. Не беспечен ли ты в деле своего спасения?
Лучшее средство против этого опасного недуга – помнить о смерти. Нет ничего достовернее той истины, что каждый из нас рано или поздно должен умереть. Между тем, ни о чем, кажется, мы так мало не думаем, как о смерти, а если и придет когда-нибудь мысль об этом, то всячески стараемся успокоить себя тем, что очередь умирать далеко еще не за нами. Держите в мысли следующее: вот-вот наступит смерть, сейчас, сию минуту, сие мгновение. Нет лучшего средства держать ум в духовном трезвении. Пусть из сердца непрестанно идет вопль ко Господу: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго! Ничто так не предохраняет от беспечности, как мысль о внезапной смерти. Но ни одна мысль также не бывает дальше от нас, как эта.
3. Не испытываешь ли, сын мой, сердечного бесчувствия и охлаждения в деле спасения?
Нередко бывает, что люди, которые ведут добрую христианскую жизнь, вдруг и по видимости без всяких причин начинают чувствовать в себе какое-то расслабление, паралич всех сил душевных, вследствие чего у них появляется охлаждение к духовным подвигам и исчезает всякое стремление плакать о грехах. Не осознающим, как и отчего это происходит и как вести с этим борьбу, свт. Феофан Затворник пишет: «Это со всеми по временам бывает. Об этом все почти писавшие о духовной жизни поминают. Святой Марк Подвижник трех такого рода врагов именует: неведение с забвением, леность с нерадением и окамененное нечувствие.
В кратких молитвах не забыл их и святитель Иоанн Златоуст: «Избави мя всякого неведения, забвения, малодушия (это леность с нерадением) и окамененнаго нечуствия». Средства борьбы указываются нетрудные: терпеть и молиться. Возможно, что Бог Сам посылает это для того, чтобы нам научиться не полагаться на себя. Иной раз много берем на себя и многого ожидаем от своих усилий. Вот Господь и отнимает благодать, оставляет человека одного, как бы говоря: «Вот, попробуй, убедись сколько у тебя сил».
Чем больше имеется дарований естественных, тем такое обучение нужнее. Осознав это, будем терпеть. Посылается такое испытание и в наказание за вспышки страстей, не уврачеванные покаянием. Вспышки эти – то же для души, что для тела пища дурная, которая отягчает, или расслабляет, или отупляет. Надо вспомнить: не было ли чего такого в душе, и покаяться пред Господом, решившись на будущее остерегаться.
Чаще всего посылается это испытание за гнев, неправду, досаждение ближним, осуждение, гордость и подобные им грехи. Так как отнимается благодать по воле Божией, то нам остается только молиться об избавлении от этого окамененного нечувствия. Молитву же против охлаждения возносить нужно своими словами перед молитвенным правилом и после правила, и в продолжение его к Богу взывать, как бы представляя пред лицом Его свою омертвевшую душу: «Видишь, Господи, какова она! Но скажи слово, и выздоровеет» (Мф. 8, 8). С этим же словом и в продолжение дня чаще нужно обращаться к Богу.
Все другие предметы оставьте, держите одну эту молитву против охлаждения. И не давайте себе покоя, пока не согреетесь. Это тепло есть прикосновение Господа к сердцу, а непрестанная теплота в сердце – свидетельство пребывания в нем Господа. Даруй вам, Господи, сие благо! Усердствуйте и рук не опускайте!
Некто говорит: «Поставь себя в состояние умирающего». Другой прибавляет: «Еще лучше поставь себя в момент суда над тобою, когда готово прозвучать из уст Божиих последнее о тебе решение».
Читайте слово преподобного Исаака Сирина в случае охлаждения и нечувствия!
Не смущайтесь мыслью и не подавайте руки душевному расслаблению, но терпите, читайте книги учителей, принуждайте себя к молитве и ждите помощи. Она придет так скоро, что и не заметишь».
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5, 5).
1. Не раздражался ли ты на ближних своих, на начальников, на старших или на твоих товарищей, когда они говорили тебе то, что тебе не нравилось? Не выражал ли ты свое раздражение в бранных словах, оскорбительных действиях или упрямстве?
Не забывай, что раздражение должно быть чуждо христианам, которым нужно украшаться кротостью и терпением. Они должны подражать Господу нашему Иисусу Христу, Который не только Сам кротко терпел распинавших и хуливших Его, но молил и Отца Своего Небесного не бросать на них небесных стрел Своего гнева.
И как мы можем поступать иначе, как мы можем раздражаться, сердиться, мстить? Бог – общий наш Отец, пред Которым мы без числа согрешаем, – всегда творит с нами по Своей кротости, не истребляет нас, долготерпит нам, благодетельствует нам непрестанно. И мы должны быть к братиям нашим кротки, снисходительны и долготерпеливы.
«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14–15). Пока от всего сердца не простишь обидевших тебя, пока не примиришься с твоими врагами, до тех пор и Бог не услышит твоих молитв и не простит тебе твои беззакония.
2. Имеешь ли, сын мой, христианскую кротость?
Помни, что кроткий человек никогда не платит злом за зло, обидой за обиду, не сердится, не возвышает в гневе голоса на согрешающих и обижающих. «Будучи злословим, Он не злословил взаимно, страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1Пет. 2, 23). Вот величественный образ кротости! Вот ее существо!
Кроме того, все мы как христиане – члены единого Тела, а члены всячески берегут друг друга. Притом мы называемся овцами словесного стада Христова. Почему так? Потому что овца кротка, незлобива, терпелива. Таковыми должны быть и мы. Только те из нас принадлежат к стаду Христову, которые кротки и незлобивы как агнцы. «Если же кто духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8, 9). На Страшном Суде только овцы стада Христова будут стоять по правую сторону от Судии, а бодливые козлища – по левую, и овцы будут введены в рай, а козлища будут отосланы в геенну.
Итак, «блаженны», счастливы кроткие, ибо они «наследуют землю», т.е. получат царствие Божие.
3. Не слишком ли ты, сын мой, обидчив и не слишком ли гневно волнуешься по поводу всякого неприятного слова?
«Обидчивость твоя – от «самоцена», по коему признают и чувствуют себя стоящими немало; потому, когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем мщение.
Постарайтесь так делать, чтобы, не пропуская ни минуты, взяться за себя и разорить свой «самоцен». Не смотрите на обидчика и обиду; тут вы больше найдете опору обидчивости и мести; но выбросьте это из головы и себя самих облеките во вретище ничтожности. Апостол говорит, что льстит себе тот, кто думает, что он есть что-нибудь, вот это что-нибудь и надо разорить и выбросить в окно. Придет чувство ничтожества, считайте себя достойным всякого унижения и оскорбления, и тогда обидчивость и мщение сами собой испарятся. Над уничтожением «самоцена» надо только однажды потрудиться, а потом с ним уже легко будет справиться, да он скоро и совсем замрет. Тогда и образуется в душе какая-то опора внутреннего мира!.
Какое средство указать тебе, сын мой, против обидчивости и раздражительности?
а) «Если хочешь победить ярость, стяжи кротость и долготерпение и вспоминай, сколько зла сотворили иудеи Господу нашему Иисусу Христу, и Человеколюбивый не прогневался на них, но даже молился о них, говоря: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23, 34)».
б) «Если кто-нибудь тебе досадит или как-нибудь опечалит тебя, то ты, по слову Отцов, помолись о нем, как бы о принесшем тебе великую пользу и о враче властолюбия твоего. Через это раздражительность твоя будет уменьшаться, ибо, по словам Святых Отцов, любовь есть узда раздражительности».
4. Имеешь ли ты, сын мой, христианское терпение без которого нельзя усвоить добродетель кротости, заповеданную Господом всем? С терпением ли переносишь болезнь и разные скорби?
Да укрепят тебя, сын мой, следующие слова в терпении.
«Скорбь можно сравнять с горьким лекарством, которое если завернуть или закатать в терпение, легко можно проглотить; но если, по причине негодования, станем его жевать, оно оказывается отвратительным и несносным».
Преподобная Синклитикия говорила: «Испросив себе позволение, диавол поражает тяжелыми болезнями, чтобы люди малодушные ослабели в любви к Богу. Посему-то тело иногда страдает сильной горячкой и томится несносной жаждой. Если ты – грешник, то, страдая в болезнях, вспоминай о будущем наказании, о вечном огне, о мучениях после Суда и не малодушествуй в настоящих страданиях, но радуйся, что Бог посетил тебя, и повторяй это прекрасное изречение: «Научая, наказал меня Господь, смерти же не предал меня» (Пс. 117, 18), ты – железо, и огонь очистит твою ржавчину.
Если ты – праведник и подвергаешься болезням, то через это от великого переходишь к большему, ты – золото, и через огонь делаешься чище. Ты искушаешься горячкой? Наказываешься простудой? Но Писание говорит: «Мы прошли сквозь огонь и воду, и Ты извел нас в покой» (Пс. 65, 12). Достиг ты первого, ожидай и второго. Преуспевая в добродетели, повторяй слова праведника: «Я нищ и страдалец» (Пс. 68, 30). Эта двоякая скорбь соделает тебя совершенным, ибо псалмопевец говорит: «В скорби ты давал мне простор» (Пс. 4, 2). В этих училищах нужд и страданий будешь образовывать свою душу подвигами».
«Все святые жизнь свою проводили в скорбях и печалях, в страдании, терпении и гонении: ты ли один хочешь оставаться без всякого страдания и печали? Или ты один только хочешь быть из числа избранных Божиих, не желая ничего претерпеть? Да не будет сего!» (свт. Димитрий Ростовский).
«Если опасность, бедствие, скорбь колеблют твое мужество, истощают твое терпение, помяни Матерь Господа, стоявшую при Кресте Его».
«Если и Христос, не сотворивший греха, пострадал, можно ли нам, грешным, роптать на страдание?» (свт. Филарет, митрополит Московский).
«Как молот разбивает камень, так скорби сокрушают грубость, бесчувствие, гордость и бесстрашие сердца» (архиепископ Нижегородский Иаков).
«Если отец оставляет сына без наказания и попускает ему жить по своей воле, то видно, что он отринул его от себя; так если и Бог оставляет человека без наказания, то это есть знак отвержения его от Божией милости; и не иное что такому последует, как терпеть на себе вечный гнев Божий» (свт. Тихон Задонский).
«Какая бы ни постигла тебя скорбь, не обвиняй в ней никого, кроме себя, и говори: «Это случилось со мною за грехи мои» (авва Ор).
«Не говори: «Ах! Как я несчастлив!», но говори: «Еще мало мне этого за грехи мои!» (свт. Иннокентий, митрополит Московский).
«Какая добродетель в том, чтобы охотно принимать приятное? Но скорбное принять благодушно, по благоговению к воле Божией, – вот подвиг, вот добродетель, вот залог награды!» (свт. Филарет, митрополит Московский).
«Если желаешь войти в небесное царство, то желай себе скорбей; ибо кто не имел скорбей, тот никак не войдет в него, потому что «врата тесны» (Мф. 7, 14)».
«Во время тишины ожидай бури, во время здравия – болезни, во время богатства – бедности; во время довольства – голода и не падешь под тяжестью находящих бедствий»166.
«Проси Бога не столько о том, чтобы Он избавил тебя от настоящих бедствий, но более о том, чтобы Он дал тебе силы перенести их» (свт. Иннокентий, митрополит Московский).
«Врач душ и телес употребляет оружие скорбей, чтобы исторгнуть корни и загладить следы греха, и огнем страдания выжигает заразу наклонности к греховным услаждениям».
«Встречай бедствие не как врага и мучителя, но как справедливого наказателя грехов, как врача душевных болезней, как посланника Божия, как вестника благодати: «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр. 12, 6) (свт. Филарет, митрополит Московский).
«Пластырь, прикладываемый к ранам, тогда оказывает свое действие, когда больной терпеливо носит его на язвах. В противном случае самый лучший пластырь, безвременно сброшенный с язвы, не принесет больному пользы. То же можно сказать и о скорбях: нетерпеливое перенесение скорбей может сделать их недейственными, бессильными достигнуть благотворной цели, для которой они премудрым Промыслом нам посылаются» (архиепископ Черниговский Филарет).
«Чтобы стяжать терпение в скорбях и искушениях, веруй, что все делается с нами по воле Божией» (схимонах Парфений).
Бог наш Вездесущ, следовательно, Он слышит каждый наш вздох, видит каждую слезу, пролитую нами. Бог наш Всемогущ, следовательно, Он может избавить нас от всяких врагов, исхитить из челюстей самой смерти. Бог наш Преблаг, следовательно, Он хочет, чтобы мы наслаждались благополучием в настоящей, дарованной Им жизни. Итак, если при всем том угнетает нас какое-либо несчастье, значит оно по суду Божиему признается для нас полезным и необходимым.
«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6).
1. Стараешься ли жить праведно, добродетельно, благочестиво? Заботишься ли о том, чтобы получить тебе оправдание на Страшном и праведном Суде Христовом?
Помни, что христианин должен любить правду, т.е. стараться жить праведно, благочестиво, добродетельно так сильно, как голодный желает хлеба, чтобы утолить свой сильный голод, и жаждущий желает воды, чтобы утолить свою мучительную жажду. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 3), – сказал Господь.
Знай, что человек не может оправдаться перед Богом, т.е. сделаться святым, иначе как живою и деятельною верой в Господа нашего Иисуса Христа. Правда Христова, оправдание наше через живую веру в Иисуса Христа необходимо требует и того, чтобы мы исполняли заповеди Божии и веру свою доказывали делами. Сам Господь требовал исполнения Своего учения: «Если это знаете, – говорит Он, – «блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13, 17). «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14, 15). «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14, 21).
Господь подтверждал Свое учение и собственным примером. Он говорил о Себе: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня» (Ин. 4, 34). Апостол Иаков учит: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли вера спасти его? Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2, 14, 17).
Итак, блаженны те, кои всею душою ищут своего оправдания перед Богом через веру во Иисуса Христа, ревностно исполняя святые заповеди Его.
Если кто тебе скажет, что трудно на свете жить праведно, то на это ты ответь, что «широкий и пространный путь», т.е. путь жизни невоздержанной и греховной, приведет к аду, а к царствию Божиему ведет путь «узкий и тесный» (см. Мф.7:13, 14), путь терпения, труда и борьбы со своим греховными наклонностями и страстями, путь добровольного несения креста своего. Если кто скажет, что можно спастись только одною верой в Иисуса Христа, ответь такому, что это не Христово учение, а антихристово и мудрствование плотское.
Храни в памяти следующие советы.
«Хочешь ли без труда творить добродетель? Рассуждай о труде, что он временный, а о награде, что она вечная» (прп. Нил Синайский).
«В добродетели начало трудно, но продолжение приятно: на пути добродетели чем больше подвигаешься вперед, тем легче будет становиться путь твой».
«Нет никакого трудного дела, которое не сделалось бы легким при надежде на воздаяние от Бога».
«Бог облегчает для нас подвиг добродетели не одной только надеждой на будущие блага, но и другим способом, т.е. всегдашним Своим благодатным содействием и помощью». (свт. Иоанн Златоуст).
2. Сознаешь ли, сын мой, что без искупления нас от греха, проклятия и вечной смерти Кровью Сына Божия мы никогда не могли бы оправдаться перед Богом и ни в коем случае не могли бы освободиться от власти греха и достигнуть царства небесного?
Глубоко запечатлей в сердце эту великую и спасительную истину и всем сердцем возлюби Господа твоего.
«Добрый друг, – говорится в Четьих-Минеях в Слове на Рождество Христово, – видя своего любимого друга, уязвленного от врага смертоносным мечом, прилежно заботится о его исцелении. Врачи говорят ему, что язва та неисцельная и что верная смерть грозит его другу, что он может выздороветь в том случае, если кто-нибудь искупил бы его своей жизнью, т.е., приложив уста свои к язве, высосал бы яд из раны и потом умер. Тогда он решается пожертвовать своей жизнью для своего друга, высасывает яд из раны и умирает, искупив его своей смертью.
Так и Господь Бог наш поступил с нами, уязвленными смертоносным ядом греха. Он, носимый на Херувимах, совершенный Врач душ и телес, приложил уста Свои – Сына Своего Бога – к язве естества нашего, и Бог Слово, соединившись с уязвленным естеством нашим, извлек из него на Себя греховный яд. Вземлющий грех мира понес грехи наши и, положив жизнь Свою за нас, исцелил нас».
«Представь, сын мой, что дети какого-либо великого отца по своей вине подверглись его гневу и проклятию и вследствие этого испытывают позор, бедность, беды и скорби. Но вот один старший брат их, невиновный перед отцом и единственный им любимый, для блага других братьев, предпринял чрезвычайные труды и подвиги, чтобы заслужить им милость отца, и потом оказал им величайшую помощь, заслужив все сокровища отцовские. Все это, по возвращении к братьям, он разделил с ними.
Что должны чувствовать братья по отношению к такому благодетелю? Не примут ли они его с самой нежной радостью и любовью? Не признают ли его вторым отцом своим? Не посвятят ли ему всей жизни своей? Несравненно более высокой и сильной любовью мы обязаны Божественному Спасителю, Единородному Сыну Божиему и по человечеству брату нашему, ибо те блага, которые заслужил и принес Он нам, несравненно превосходят все земные сокровища, какие может земной отец передавать своим детям».
«Представь, что царь найдет какого-нибудь нищего, у которого на всех членах проказа, и не постыдится его, но приложит врачевства к язвам его и излечит его струпы, наконец, введет его в царскую трапезу, возложит на него порфиру и сделает его царем. Так и Бог поступил с человеческим родом: омыл язвы людей, исцелил их, ввел в небесный брачный чертог. Поэтому велико достоинство христиан: оно ни с чем не сравнимо».
Возлюби, сын мой, твоего Спасителя всеми силами своей души, бойся греха, для уничтожения которого потребовалась такая жертва Сына Божия, и стремись к жизни праведной, святой.
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7).
1. Подаешь ли милостыню нищим? Оказываешь ли помощь бедным? Сочувствуешь ли несчастным? Утешаешь ли печального? Учишь ли неведущего истине и добру? Молишься ли за всех людей Богу? Имеешь ли христианскую любовь к ближним, требующим твоей помощи?
Помни, что за милость к братии сам получишь милость от Бога; за милость временную – милость вечную, за милость малую – милость бесконечно великую, ибо удостоишься не только помилования от Вечного на Суде Божием, но и получишь вечное блаженство.
О милосердии к людям упоминает Сам Господь при изображении последнего Страшного Суда Своего. Вот Его слова: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником,и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 31–36).
Из этих слов Господа видно, как необходимо и бесконечно важно для нас христианское милосердие. Необходимо потому, что без дел милости невозможно наследовать уготованное от сложения мира царство для благословенных Отца Небесного, и «суд без милости будет не оказавшему милости» (Иак. 2, 13); бесконечно важно потому, что милость по отношению к ближнему оказывается Самому Иисусу Христу, по свидетельству Его: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40); ибо все люди, особенно христиане, – «братия Его меньшие».
«Милостыня есть царица добродетелей, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – весьма скоро возводящая на небо» «Велика и превосходна сила милостыни. Великое дерзновение перед Богом имеет эта добродетель: как какая-нибудь царица нашей жизни, она с великой смелостью обыкновенно проходит небесные своды, и Силы, которым вверены врата небесные, видя входящую милостыню, с великой честью ради нее отверзают эти врата и другим добродетелям; а если видят их идущими без милостыни, то запирают врата перед ними. Это видно из притчи о пяти девах, которые не были допущены в священный чертог за то, что не имели постоянно в светильниках елея, и заметь различие: милосердие без девства водворило имеющих его на небо, а девство без милосердия не могло сделать этого».
«Из-за руки нуждающегося всегда видите протянутую к вам руку Самого Господа. Сам Он сказал: «Что сделаете им – бедным, Мне сделаете». Тем, которые имеют достаток, не следует думать, что они хозяева, а следует думать, что они приказчики Божии. А приказчикам какой закон? Отмеривай всякому нужное. Надпись над собой видите: «Тебе предоставлен нищий, сироте ты будь помощником» (Пс. 9, 35). Кто бы ни приходил к вам со слезами, не отпускайте его, не осушив сей слезы. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
2. С радостью ли подаешь милостыню?
«Те, которые подают алчущим хлеб или деньги с сожалением, с «лукавым оком и несытым сердцем» (Пс. 100, 5), – все равно, что кладут яд в свой хлеб или в свою милостыню, хотя этот яд – духовный, невидимый. Нужно подавать с любовью, с уважением к ближнему, добровольно, с радостью, ибо любви свойственно радоваться при оказании помощи любимому».
3. Не питаешь ли подозрительности к ближним, считая их недостойными твоей любви и предполагая в них способность вредить тебе?
«В братолюбии изнемогаешь ты от того, что принимаешь помыслы подозрения на ближнего и веришь своему сердцу. Это случается с тобой и потому, что не хочешь ничего потерпеть против твоей воли. Итак, прежде всего должен ты, с помощью Божией, отнюдь не веровать своим мнениям. Исцели, Господи, душу нашу от всякого недуга, да будет способна к служению Тебе и здесь и там!
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).
Не держал ли в сердце своем ненависти к кому-нибудь? Не завидовал ли богатству, красоте, успехам ближних? Не услаждался ли в сердце какими-либо нечистыми пожеланиями? Не останавливался ли мыслью на каких-либо постыдных предметах? Заботился ли о чистоте твоего сердца?
Помни, что худые желания и помышления делают душу нечистой пред Богом, Который, как Всеведущий знает все. «Мерзость пред Господом – помышления злых» (Прит. 15, 26). Господь Иисус Христос сказал: «Царствие Божие внутри вас» (Лк. 17, 21). И для спасения нашего недостаточно исправления одного внешнего поведения, а необходимо очищение сердца. Только «чистые сердцем Бога узрят» (Мф. 5, 8), и в небесный Иерусалим «не войдет ничего нечистого» (Апок. 21, 27). «Итак, – говорит апостол, – имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2Кор. 7, 1).
Худые помышления и желания запрещаются потому, что от них, как от семени, рождаются дела греховные. «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15, 19). Поэтому бойся греха похотей, и если возникают, то тотчас, в самом начале, подавляй их.
Вот главные средства к обретению чистоты сердца:
Первое и главнейшее средство к очищению сердца от всех греховных помыслов и желаний – частое и усердное призывание святейшего и сладчайшего имени Господа нашего Иисуса Христа. Он есть Источник всякой святости и чистоты; имени Его трепещут бесы (см. Мк. 16, 17). Как солнце своим появлением разгоняет всякий мрак и освещает все пропасти земные, так и духовное Солнце – Бог и Господь наш Иисус Христос – удаляет из нашего сердца всякий грех и всякую нравственную нечистоту. Вот почему Святая Церковь в акафистном пении Сладчайшему Иисусу учит взывать к Нему: «Иисусе, отврати сердце мое от похотей лукавых».
Второе средство есть христианское смирение. Удали из сердца своего гордость, которая есть мерзость пред Богом, осознай свою духовную нищету, обратись с сердечным воплем к Богу о помощи против обуревающих твое сердце нечистых помыслов – и Всесильный Господь подаст тебе благодатную помощь и освободит тебя от духовных скверн, навеваемых врагом нашего спасения, диаволом, очистит твое сердце и соделает его храмом Себе.
Смирение – великое орудие к привлечению благодатной Божией помощи, смирением умножается в нас спасительная ее сила и сохраняется это небесное сокровище. Вселившаяся в смиренного подвижника благодать утверждает его в добродетелях и хранит как мать младенца, не давая упасть. «Сила Моя, – сказал св. апостолу Павлу Господь, – совершается в немощи» (2Кор. 12, 9). И сам апостол Павел говорит: «Охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2Кор. 12, 9).
«Смирение велико и сильно для того, чтобы привлечь в душу благодать Божию; затем эта благодать Божия, придя, покрывает душу». Будь смиренным, чтобы воспринять благодать от Господа. «Если же не смиришь мудрование свое, оставит тебя благодать и совершенно падешь в том, в чем только помыслами искушаешься. Ибо устоять в добродетелях – это не твое дело, но благодати. Она носит тебя на ладонях рук своих, соблюдая от всех сопротивных».
Третье средство к очищению сердца нашего от греховных помыслов и желаний – благочестивая жизнь.
Жизнь плотская, греховная делает человека неспособным к восприятию благодати Божией и к посещению души его Христом – Солнцем Правды.
Святитель Тихон Задонский так говорит об этом: «Солнце ясно видится в чистой и тихой воде, и подобие его изображается в ней; так и Бог, Вечное Солнце, показывается в тихой, непорочной и чистой душе, и изображает в ней образ Свой. «Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием», – увещевает нас апостол (2Кор. 7, 1), да и в нас вселится Бог – Вечное Солнце, и изобразится в душе нашей святой образ Его!»
К сказанному прибавим следующие слова святого праведного Иоанна Кронштадского. «Для очищения сердца, – говорит один великий молитвенник, – нужны великие труды и скорби, частые слезы, непрестанная молитва внутренняя, воздержание, чтение Слова Божия, писаний и житий святых угодников Божиих, но, главное – частое покаяние и Причащение Пречистых Таин».
«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9).
1. Не враждовал ли ты с кем-либо? Не старался ли вместо примирения враждующих еще более поссорить их?
Господь от нас требует, чтобы мы не только не враждовали с другими и тотчас мирились в случае возникших ссор, но и других склоняли к миру. «Мир имейте между собою», – говорит Он (Мк. 9, 50). «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы… не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе» (1Кор. 1, 10). «Будьте в мире между собою» (1Сол. 5, 13). «Держись… мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» (2Тим. 2, 22). «Будьте единомысленны, мирны, и Бог любви и мира будет с вами» (2Кор. 13, 11). «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9).
«Кто примиряет враждующих, тот оказывает величайшее благодеяние, и справедливо может называться блаженным; тот творит дело силы Божией, уничтожая в природе человеческой злое и вместо этого вводя в общение добра, – учит святитель Григорий Нисский. – Господь потому и называет миротворца сыном Божиим, что доставляющий такое спокойствие человеческому обществу делается подражателем Истинному Богу. Податель и Господь благ совершенно уничтожает и истребляет все противоестественное и чуждое добру.
Подобную же деятельность Он заповедует и тебе: и ты должен погашать ненависть, прекращать вражду и мщение, уничтожать ссоры, изгонять лицемерие, угашать тлеющее в сердце памятозлобие и вместо него вводить все противоположное: любовь, радость, мир, благость, велико¬душие – словом, все собрание благ. Итак, не блажен ли тот, кто раздает божественные дары, кто подражает Богу в своих дарованиях, чьи благодеяния уподобляются великим дарам Божьим!».
2. Не любишь ли спорить, тем самым нарушая мир своей души?
Если кто, раз или два будучи обличен, не послушает, не спорь с ним, но предай все Богу, да будет воля Его: силен Бог и злое превратит в доброе. Учись в терпении переносить чужие недостатки и слабости, какие бы ни были, ибо и у тебя есть много такого, что другие переносить должны.
Если себя не можешь сделать таким, каким желаешь, как можешь сделать, чтобы другой был таким, как тебе угодно? Мы желаем, чтобы другие были совершенны, а своих недостатков не исправляем, желаем, чтобы другие были строго обличены, а сами не хотим, чтобы нас обличали. Не нравится нам своеволие в других, а сами мы не хотим, чтобы отказывали нам в том, чего хочется.
«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 10).
Любишь ли ты жить благочестиво, по правде Божией, готов ли пострадать за свое благочестие? Не боялся ли насмешек окружающих, безумно и легкомысленно осмеивавших твою любовь к храму Божию, благоговение пред святынями, твое уважение к уставам Святой Церкви относительно постов, церковных обрядов, твою любовь и сострадание к бедным и несчастным, заботу о спасении своей души? Не соглашался ли ты малодушно с теми, кто кощунственно осмеивал учение, Таинства и обряды Святой Матери Церкви?
«Помни, что Господь сказал: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в Славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38).
Люби правду и отвращайся от лжи и всякого греха, высказывай ее прямо и смело, чтобы правда царствовала, как подобает, а неправда была посрамлена и искореняема. Будут оскорбляться люди твоей правдивой речью, не будут любить и чествовать? Что же из того? Людям ты будешь неприятен, но зато будешь устами Божиими, зеницей ока Божиего.
Впрочем, и здесь будут тебя уважать все честные и правдивые люди, а на небе ублажать Ангелы и все святые. С радостью примут душу твою в небесные селения, когда она разлучится с этим смертным телом, ибо небожители не без участия смотрят на здешние наши подвиги, добродетели и нашу борьбу с грехом и неправдой, но с великим участием и сочувствием как члены единого Тела Христова, как и Господь засвидетельствовал, говоря, что «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся» (Лк. 15, 7), или, как апостол говорит, «прославляется ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор. 12, 26).
И как спокойна совесть, как доволен бывает человек, когда выскажет правду, и как мучает совесть, когда постыдится или побоится это сделать! А ведь оттого большей частью и умножается неправда и дерзко поднимает свою голову, что дают ей, как говорится, волю, не обличают ее!
Впрочем, благоразумие требует не всегда и не всякому высказывать правду: не следует этого делать, когда предвидим, что это ввергнет нас в явную опасность, а пользы от нашего слова не выйдет никакой. Тогда лучше тайно молиться Богу, чтобы Он Сам вразумил неправедных и наставил их на путь правды или послал людей, могущих и способных обличить неправду! И добродетель требует умеренности и благоразумия, так что без благоразумия добродетель бывает уже не добродетель или теряет много своей цены.
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 11, 12).
Любишь ли ты Иисуса Христа, своего Господа и Спасителя, избавившего тебя от смерти Своими крестными страданиями, и исполняешь ли Его святое учение? Простирается ли твоя любовь до готовности положить душу свою за верность своему Царю и Богу, подобно святым мученикам? Уподобляешься ли ты им в умерщвлении своей плоти со страстями и похотями ее (см. Гал. 5, 24), с ненасытной жаждой удовольствий, неги, роскоши, склонностью ко гневу, мести, гордости, зависти и т.п. порокам?
Вовек не забывай, что Господь обещает великие небесные блага всем верным Своим рабам, всем пострадавшим за Него мученически или претерпевшим за Его святое имя и за верность Его учению гонения или какие-либо неприятности: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 12). «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2, 9). За час блаженной жизни в раю человек отдал бы всю свою земную жизнь, если бы был в состоянии это сделать.
Вот почему святые мученики с такою радостью шли на мучения за Христа: ни огонь, ни дикие звери, ни острые мечи, ни голодная смерть, никакие пытки не могли заставить их отречься от Господа и любви к Нему. Вот почему святые подвижники «в пустынях, пещерах и ущельях земли» (Евр. 11, 38), изнуряли себя трудами, постом и молитвой в борьбе со страстями и похотями.
Помни, что Господь не оставляет верных Своих слуг без Своей всесильной и благодатной помощи. Он как бы так говорит каждому из них: «Не унывайте и не отчаивайтесь, верные Мои последователи, возвещающие людям словом и делом правду Мою и с твердостью необоримою, вплоть до изгнания и смерти, стоящие за истину Мою, за заповеди Мои: Я буду вашей опорой, вашей силой, вашим утешением, вашим внутренним блаженством при всех ваших страданиях, при нелегкой борьбе с наклонностями вашей поврежденной грехом природы, при всех напастях и скорбях, при всех истязаниях и мучениях за имя Мое.
Написано: «По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2Кор. 1, 5), потому что при всех скорбях, гонениях, мучениях с вами буду Я Сам, будет царство Мое – царство мира и радости в Духе Святом. Изгонят ли вас из отечества? Но тому, кому Сам Бог сделался через Меня Отцом, Отечество – небо, как говорит апостол, «наше жительство – на небесах» (Флп. 3, 20), или, как сказано в молитве Моей, «Отче наш, Иже еси на небесех», поскольку, где Отец, там и Отечество: на небесах Отец, там и Отечество, там соберутся и все чада Его. Имение ли отнимут у вас, – но у того, кто следует стопам Моим, есть имение лучшее, вечное – на небесах, а не преходящее, как сон, имение на земле.
Лишат вас честного имени, чинов, отличий, но не лишат вас имени христианина, имени чад Божиих, звания сонаследника Христова, печати дара Духа Святого, а эти имена и отличия дороже всех имен и отличий мирских. Лишат ли вас самой жизни, – «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу, и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28)».
И слово Господне сбылось в точности: изгнанники и мученики за имя Христово еще в земной жизни, при всех гонениях, скорбях, лишениях, мучениях, торжествовали над своими гонителями, радовались и веселились, идя на лютые мучения, как будто шли наследовать царство, имели царственный дух, царственное величие, непобедимое терпение и своей верой, своим терпением посрамляли всех своих мучителей, а по смерти наследовали царство небесное и теперь царствуют со Христом, по слову Его: «Побеждающему дам сесть со Мною на Престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на Престоле Его» (Апок. 3, 21)».
Итак, следуй путем, ведущим к вечному блаженству: исполняй заповеди о блаженствах. Помни, что эти пути безошибочны и прямо ведут ко спасению, ибо они указаны Самим Господом нашим Иисусом Христом, Который подлинно «есть путь, и истина и жизнь» вечная (Ин. 14, 6). Знай, что в мире непрестанно действует нравственный закон Бога, по которому всякое добро награждается, а всякое зло наказывается; зло сопровождается скорбью и теснотою в сердце, а добро – миром и радостью сердца. Он неизменен, ибо это закон неизменяемого, всесвятого, праведного, премудрого и вечного Бога. Те, кто делает добро, кто исполняет этот нравственный евангельский закон, непременно будут награждены вечной жизнью, а нарушители, не покаявшиеся в нарушении, будут наказаны вечной мукой.
Источник: протоиерей Григорий Дьяченко «Накануне исповеди»