«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак 5:16)

Архиепископ Никанор (Каменский):

Непрощение грехов Богом зависит особенно от того, что люди и сами не прощают других, а потому апостол советует, чтобы все сознавались (έξομολογεϊσθε) в согрешениях друг против друга; так как, по слову Спасителя, только под условием сознания вины своей перед другим и испрошения прощения можно молиться с надеждой на прощение (см. Мф. 6:15). Как больной, который объявляет о своей болезни другим, близок к исцелению и легко его найдет, так и сознающие свои грехи и вспоминающие о них с воздыханиями и слезами близки к их уврачеванию.

Убеждая молиться друг за друга, апостол видит особенно благотворное значение взаимной молитвы в том, что между молящимися кто-либо может быть более праведным, так что ради его молитвы может совершиться помилование и других. Впрочем, по отрывочности речи и связи ее с последующим великое значение молитвы праведного можно понимать не только о живых, но и о праведниках, отшедших от этой жизни, так как, составляя с христианами одну Церковь, они, по молитве живых, могут ходатайствовать за них перед Богом.

Епископ Михаил Лузин: 

Признавайтесь (собственно — исповедуйтесь) друг пред другом в проступках: прямой, буквальный смысл речи в связи с дальнейшим показывает, что наставление это относится ко всем членам христианского общества в том отношении, что каждый каждому должен открывать свои проступки; но, очевидно, этот смысл очень широк и требует ограничения.

Выражение — один пред другим заключает в себе понятие выбора, пред кем признаваться, — не каждый пред всеми, а каждый пред тем, пред кем захочет и может и кто расположен принять признание ближнего. Это — не таинство покаяния, а простое взаимное признание в проступках, например для взаимного примирения, для утешения, для облегчения, для совета и т. п. Но, без всякого сомнения, здесь не исключается и исповедание проступков пред людьми, облеченными от Самого Господа властию низводить на исповедающихся прощение грехов и проступков (Мф. 18:18; Ин. 20:23). Первое хорошо, ибо признаться в проступке человеку, расположенному нам сочувствовать, утешить, дать совет и проч.; значит облегчить свою совесть, а часто — и отстать от подобных проступков; но не значит еще очистить свою совесть и получить прощение от Бога в проступках; это последнее достигается только при исповедании проступков или грехов вообще пред лицами, имеющими власть к тому.

При таком взаимном исповедании апостол предписывает взаимную молитву друг за друга, то есть и приносящих, и приемлющих исповедание. Содержания молитвы апостол не означает, но оно есть, без сомнения, испрошение прощения от Бога проступков исповедующегося. Цель этого исповедания и молитвы взаимной та, чтобы исцелиться: по связи речи — исцелиться, или избавиться от грехов или проступков, которые представляются под образом болезни, обдержащей человека, так как грех есть действительно болезнь души. Взаимное признание в проступках и взаимная молитва действительно целительны для нравственного преуспеяния; но тем не менее возможно полную целительную силу имеет покаяние только пред лицами, уполномоченными властию вязать и решить грехи, так как оно только дарует прощение соделанных грехов от Бога, изглаждает грехи и очищает совесть согрешившего. Надежда на исцеление от взаимного признания в проступках и взаимной молитвы основывается на этой общей истине, что много может усиленная молитва праведного, то есть она очень сильна пред Богом, может творить чудеса, как видно из далее приведенного примера Илии, и, следовательно, сильна и для того, чтобы исцелиться согрешающему от своих греховных недугов, то есть сильна низвести на согрешающего милость Божию, исцеляющую его.

Праведного: слово указывает, что апостол советует исповедовать прегрешения пред людьми, обладающими христианским совершенством в возможной полноте, которых молитва сильнее, чем молитва других, каковы должны быть по преимуществу облеченные особенным благодатным уполномочием совершать таинства — пресвитеры или вообще предстоятели Церкви, о коих выше говорится, что их молитва веры исцеляет болящих. Такую силу имеет молитва праведника усиленная: слово это, по неодинаковости значения греческого слова, может быть понимаемо не одинаково, именно — или в смысле молитвы, которая сама по себе действенна, как молитва праведного, или — в смысле молитвы, сила которой еще усиливается от споспешествования ей молитвы самого исцеляющегося, за которого приносит молитву праведный. «Молитва праведника имеет большую силу тогда, когда и тот, за кого он молится, содействует его молитве душевною скорбию. Ибо, если тогда, когда молятся за нас другие, проводим время в роскоши, неге и невоздержании, то мы через это ослабляем силу молитвы подвизающегося за нас» (Феофилакт).