Митрополит Владимир (Иким) «О радости покаяния»

Митрополит Владимир (Иким) (1940)

«На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся,
нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк.15:7)

Таинство исповеди… Покаяние. Что для христианской души, израненной, измученной грехами, может быть радостней, возвышенней и вдохновенней?! Казалось бы, понятие «радости» трудно сочетать с раскаянием. Мы несем на исповедь всю скопившуюся боль, безжалостно обнажая пороки, сгорая от стыда, задыхаясь от собственного смрада грехов. Учащенно бьется исстрадавшееся сердце, прерывается дыхание и самого воздуха становится мало. Будто все глубже и глубже увязаем в зловонной пучине своих согрешений. Еще немного, и греховное болото сомкнется над головой… к Кому же возопием в последнем, выстраданном воздыхании, Чьею благословенной помощью возродимся к добру и любви? Одних человеческих сил здесь мало, недостаточно. Греховный мрак отделяет нас от Пресветлого Создателя. Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин.1:5). Только спасающая Премудрость Божия дарует нам покаяние – величайшую награду от Всевышнего!

Нелегок покаянный труд, он требует от нас и слез раскаяния, и преодоления немощи своей природы, и беспощадного самоосуждения. Исповедь – есть победа, победа над собой, венец неустанной духовной брани. Как бы низко ни пал человек, какие бы страшные грехи ни совершил, кающегося грешника всегда укрепит, поддержит и восставит рука Спасителя. Все покроет любовь Небесного Отца, Который терпеливо и милостиво ждет нашего покаяния, дабы даровать благодатное спасение. Потому что Бог любит нас, любит каждого человека, обремененного заботами, отягченного грехами и болезнями. Но в покаянии – сила беспредельной Божественной любви, которая сокрушает собой все недоброе, топит лед злобы, корысти, осуждения, обмана, человеческого равнодушия. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Покаяние помогает нам достичь Царства Небесного, войти в рай, насладиться вечным веселием; покаяние – мать спасения; ниспровержение диавола, уничтожение пороков; покаяние разрешает узы грехов, спасает отчаявшиеся души, просвещает помраченных, обращает к Богу отверженных, призывает заблудших; покаяние – отрада и утешение всех отчаявшихся».

Покайтесь! Искренне склоните голову перед Богом, исповедуйте, честно, без лукавства и утайки, всю свою греховную скверну, пообещайте Господу и себе самому не повторять содеянного, и тогда получите, обязательно получите прощение! И как же хорошо, как благодатно станет потом – после исповеди. Радость обновления, возрождения, чистоты переполнит вас – вдохновит на жизнь уставшее от земной суеты сердце, озарит светом лучезарной любви Христовой настрадавшуюся, изболевшуюся от ненужных страстей душу. Так разве не радостно таинство исповеди?! Разве не наполнено оно внутренним торжеством и ликованием?!

Что же нужно делать для того, чтобы исповедь состоялась, чтобы ощутить в себе чистоту и мир душевный после искреннего покаяния? Прежде всего, необходимо осознать свои грехи, осудить себя в них, пробудить в себе самообличение. Это нелегко. Человеку свойственно оправдываться, прикрываясь немощью, грехами других, извиняя свое собственное беззаконие: «Я же не хуже всех прочих – не я один так поступаю!» Мы прощаем себя в своих согрешениях и стараемся обвинить ближних, которые будто бы стали причиной наших грехов. При этом оправдания могут быть разные: молодость и незнание, греховная привычка, житейские нужды, из-за которых некогда заниматься делами веры и благочестия… Так мы извиняем самих себя, успокаиваем совесть. Перед собой-то, конечно, оправдаемся, но обманем ли на Страшном суде Того, Кто знает все наши тайные дела, мысли, помышления и лукавые намерения? Преподобный авва Исаия поучает: «Кто оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния». Как страшно!

Где нет покаяния, главенствует грех. Где обитает гордыня, не может быть любви. И тогда совсем недалеко до духовного самоубийства, когда человеку становится уже все равно, что он творит в земной жизни и всякий грех сводится к «общепринятому». Между тем именно грехи общие, те, которые совершают «все вокруг» и переполняют чашу гнева Божиего. Соучастие в них – не облегчает, а усугубляет нашу вину, когда бесконечно далеки мы становимся от Отца Небесного! Нет грехов, как некоторые называют «бытовых», нет грехов мелких, ничтожных, легких. Один Бог видит и знает глубину нашего согрешения. Недаром святые отцы говорили: «Не все ли равно погибшему, кто умертвил его – огромный лев или маленький скорпион?»

Даже угодники Божии, всю жизнь свою проводившие в ангельской чистоте, считали себя недостойными милости Господа, являя истинное свое достоинство в величайшем смирении. Если человек не видит своего греха, значит, еще является рабом греха, служит ему. Только тяжкий труд осознания своей греховности, стыдный, болезненный, но благодатный процесс самообличения и осуждения, ведет к истинному сокрушению и покаянию. Не надо стыдиться обличать себя, обнажать грехи перед Богом и духовным отцом! Как писал Святитель Иоанн Златоуст, это «сатана извратил естественный порядок: греху он дал дерзость, а покаянию – стыд». Не исповеди мы должны стыдиться, а совершения беззаконий, неугодных Богу дел. Если научимся искренне раскаиваться, а не оправдывать себя, то вместе с пророком Давидом воззовем из глубины души, воскликнем от всего сердца: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя (Пс.50:3–4).

Очень важно, чтобы покаяние было не только словом, но и делом: Сотворите же достойный плод покаяния (Мф.3:8). Если покаяние остается только на словах, а в жизни продолжается совершение тех же самых грехов, то такая исповедь не имеет силы и фактически сама по себе является грехом, обманом. Страшно подумать, Кого мы пытаемся обмануть?! И часто ли осознаем грехи свои перед Богом? Отнюдь нет. Совершив дурной поступок, стыдясь его, мы боимся, как бы о том не узнали другие люди. Страшимся человеческого суда, вместо того чтобы страшиться суда Божия. Но разве Господь не видит всех наших согрешений? Видит и ждет, и хочет от нас только одного, чтобы мы не откладывали своего чистосердечного покаяния.

Все мы – грешники. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов утверждает: Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин.1:8). Нет ни единого дня, когда бы душа наша не осквернялась грехами. И что же дальше? Унывать, осознавая всю глубину своего падения, впадать в отчаяние, не надеясь на собственные силы? Но ведь то, что невозможно человеку, возможно Богу. Покаянные слезы естественны для христиан, и в них нет безнадежности. Проливаются эти слезы не напрасно – омывают, обновляют все существо человека, ведут к вечной радости.

Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, – призывает святой апостол Петр (Деян.3:19). Если видеть в грехе своего злейшего врага, то и борьба с ним будет непримиримой, бескомпромиссной. И Господь не оставит нас без Своей Божественной помощи в таинстве покаяния. Потому, приходя на исповедь, неся в душе страх Божий, духовными очами видя перед собой Господа, без всякого сомнения будем верить в то, что Бог простит все исповеданные грехи. Вера дарует надежду на спасение, на то, что все покроет всепрощающая и всемилующая любовь Отца нашего Небесного. Однако одной веры в прощение исповедованных грехов мало. От всех нас, прибегающих к спасительному таинству покаяния, требуется еще решимость в оставлении грехов, стремление исправиться и обратиться к новой, угодной Богу жизни. Святитель Василий Великий говорит: «Не тот исповедует грех свой, кто сказал: согрешил я, и потом остается во грехе, но тот, кто, по слову псалма, обрел грех свой и возненавидел… Премудрый Домостроитель нашей жизни хочет, чтобы живший во грехах и потом дающий обет восстать к здравой жизни положил конец прошедшему… обновившись в жизни через покаяние».

Мы пришли на исповедь, говели, готовились, читали молитвы. В нас сознательно созрело это единственно верное решение – исповедовать грехи. А что же такое грех? В таинстве святого крещения, когда человек становится членом Церкви Христовой, сам ли или через восприемников дает обеты: отречься от сатаны и всех дел его и сочетаться со Христом, обещает жить по заповедям Божиим и всячески избегать врага рода человеческого. Грех есть отступление от Бога и измена присяге, данной при таинстве крещения. Грех есть нарушение воли Господней, заповедей Божиих. А воля Отца Небесного та, чтобы мы любили друг друга, подтверждая нашу веру добрыми делами.

Согрешая, мы неизменно вступаем на враждебную сторону и делаемся соратниками сил зла. Грехами своими опять и опять распинаем Господа нашего Иисуса Христа, Который пришел в этот мир, страдал и умер на кресте для того, чтобы победить грех, проклятие и смерть. Грех, как смертельный и постепенно действующий яд, отравляет весь организм человека, вносит разлад во все: ослепляет и затуманивает ум, развращает и обессиливает волю, притупляет и искажает совесть, растлевает и испоганивает тело. Всякий грех неприятен, омерзителен. Но, поддавшись соблазну, служа греху, грешник уже не ощущает этой омерзительности, удовлетворяя потребности плоти, но не духа. Святой апостол Павел наставлял: Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир… Братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти (Рим.8:5–7, 12).

Сам по себе всякий грех страшен, но еще ужаснее нераскаянность. Душа человеческая может погибнуть от нераскаянности, от нежелания принести Богу чистосердечное, искреннее покаяние. Вроде и живет такой человек, что-то делает, суетится, но это только внешне, духовно он уже давно в смерти пребывает. Преподобный Марк Подвижник же пишет: «Никто столь не благ и не милосерд, как Господь, но некающимся и Он не прощает». Хотя Бог непрестанно ждет нашего обращения и покаяния. Вот почему будет величайшим благом, если коснеющий в грехах грешник вовремя придет в себя, очнется, не успев задохнуться от собственного беззакония, и должным образом покается. Каким же счастьем явится это покаяние! Священномученик Киприан Карфагенский, подвижник III века, говорил: «Вы, братья возлюбленные, каясь и сокрушаясь, рассмотрите ваши грехи; сознайте тягчайшую вину своей совести, откройте очи сердца к уразумению вашего преступления… Чем больше мы согрешили, тем более мы должны оплакивать грех».

Приходя на таинство исповеди, в душе своей должно иметь непрестанную молитву о том, чтобы Господь принял покаяние, укрепил наш слабый, немощный дух на пути к вечному спасению. Надежда на милость Божию способна согреть всех кающихся. Но только как мы можем рассчитывать на прощение грехов своих, если не научились прощать других? а ведь Господь ясно говорит: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф.6:14–15). Таков закон правды Божией. Ищущие у Христа прощения, жаждущие вечного спасения, должны из глубины сердец простить друг другу взаимные согрешения и обиды. Да звучит в душах ваших во все дни мудрая заповедь Господня: Не судите, да не судимы будете (Мф.7:1).

Душа человеческая есть храм Божий. А храм пристало держать в порядке и чистоте. Поэтому задача каждого христианина вычистить свою душу от зловонной скверны греха, подготовить сердце для принятия Спасителя. Только решимостью к исправлению грехов, чистосердечным, искренним покаянием человек доказывает верность Господу: «Иисусе, Боже сердца моего, прииди и соедини меня с Тобою навеки!»

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Пусть души наши наполнятся живительной радостью чистосердечного покаяния. Ведь совсем немного требует от нас Милосердный Господь, всякий может выполнить это без затруднений, если захочет. Святитель Димитрий Ростовский говорит: «Кто исповедал грехи свои совершенно, ничего не утаивши, кто кается и плачет, жалея, что оскорбил Господа, кто имеет волю и намерение не возвращаться более к греху и хранить себя от грехопадения, кто постом и молитвою и другими подвигами благочестия преутрудил себя, умилостивляя Господа, кто со всеми примирился и не оставил у себя вражды – тот достойно готов». Готов благодушно, со смирением, со страхом Божиим и дерзновением приступить к Господу, к причащению Его Пречистого Тела и Крови.

Тот, кто достойно причащается Святых Таин, крепкими узами соединяется с Господом нашим Иисусом Христом. И по слову Господню: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин.6:54). То есть Святые Таины Христовы являются залогом нашего бессмертия. Каждый раз по милости Божией происходит это необъяснимое человеческим разумом чудо. Святые Таины Христовы дают трепетному христианскому сердцу всю полноту счастья жизни со Христом. Что значат все наши мелочные и суетные земные заботы, хлопоты, радости и огорчения по сравнению с тем неизреченным предощущением вечной благодати, какая ожидает верующего человека в жизни будущего века?! Таинство исповеди, подготавливая нас к принятию Святых Христовых Таин, наполняет души надеждой и верой, что уже никакая страсть, никакой грех не оторвет нас от Сладчайшего Господа. Причащаясь, мы неразрывно соединяемся со своим Спасителем и молимся: «Иисусе, Боже сердца моего, прииди и соедини меня с Тобою навеки!». Аминь.

Источник: митрополит Владимир (Иким) «Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной» (Азбука.ру)