«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9)

Блаженный Августин Иппонийский:

Если мы исповедуем грехи наши, верен и праведен Он, чтобы оставить нам наши прегрешения и очистить нас от всякой неправды. Не только от прошлой, но и если мы какую наберем из этой жизни; ведь человек, пока носит плоть, не может не иметь хотя бы легких грехов. Но не пренебрегай и такими, которые мы называем легкими. Оценивая по весу, ты можешь пренебречь ими, но оценив по числу, ужаснись. Много легких вещей составляют одно большое целое: множество капель наполняет реку, из множества зерен получается груда.

Так на что же нам надеяться? Прежде всего, на исповедь: пусть никто не считает себя праведным, и пусть человек, который не был и есть, не вздымает выю пред очами Бога, Который видит, что такое есть этот человек. Итак, прежде всего исповедь, затем братская любовь, ведь о любви что сказано? Любовь покроет множество грехов (1 Пет. 4:8). Посмотрим теперь, не советует ли он прибегнуть к этой любови именно из-за незаметно подкрадывающихся грехов, так как только любовь истребляет прегрешения. Гордость угашает любовь, смирение, наоборот, укрепляет любовь, любовь же истребляет прегрешения. Смирение дает о себе знать в исповеди, в которой мы признаем себя грешниками; смирение в том, чтобы не только языком это говорить, как, например, для того, чтобы не вызвать у людей неприязни своим самодовольством, если назовешь себя праведником. Так поступают безумцы и нечестивые: “Я-то знаю, что я праведен, но что скажу перед людьми? Если назову себя праведным, то кто это снесет, кто потерпит? Пусть моя праведность будет известна у Бога, а сам назову себя грешником: не потому что я такой и есть, но чтобы не стали испытывать ко мне неприязни из-за моего самодовольства”. Говори людям, кто ты, говори Богу, кто ты. Ибо если ты не скажешь Богу, кто ты, осуждает Бог то, что найдет в тебе. Не хочешь, чтобы Он осудил? Сам осуди. Хочешь, чтобы Он простил? Сам признайся, и тогда сможешь сказать Богу: Отврати лицо Твое от грехов моих (Пс. 50:11). Скажи Ему и эти слова из того же псалма: Ибо беззаконие мое я признаю (ср. Пс. 50:5).

Преподобный Иустин (Попович):

Истина для человека существует в противоположной стороне, в осознании, понимании, что все люди находятся во грехе и под властью греха, поскольку только это понимание и знание побуждает людей искать спасения от греха и его последствий, искать Спасителя. И Спасителем от греха может быть только Тот, Кто Сам без греха. И таким в человеческом роде является единственно Господь и Бог наш Богочеловек Иисус Христос, Который одновременно и зритель, и участник опыта человеческого рода. Все другие признанные и самозванные “спасители” являются высокомерными хвастунами, потому что все без исключения спасают и врачуют человека от поверхностных и “кожных” его болезней, а не от главных и существенных недугов, то есть от грехов, которые равносильны смерти. Для них смерть является необходимостью человеческой сущности. И это значит, что грех представляется чем-то неотвратимым. На этом заявлении строится здание человеческой сущности и человеческого счастья. Трагичная установка, которая всегда завершается катастрофой.

Выход из этого только один: беспристрастное видение человека в его действительном положении и наблюдение со вниманием присутствия и разлития в нем зла греховного, наше признание, что нас может спасти только безгрешный Богочеловек Христос. Это признание и исповедание побуждает человеколюбие и правду Господа поспешить на помощь нам и спасти нас от греха. Без этого признания Он не придет, чтобы нас принудить силой Своей, и, таким образом, разрушить свободу человека и любовь, на которых зиждется и ради которых существует человек. Богочеловек является совершенным Праведником. Потому в Его праве и власти прощать грехи: совершенная Богочеловеческая праведность дает Ему силу прощения и оставления грехов. И эту власть имеет только безгрешный Иисус, Богочеловек. Святой Иоанн Богослов благовествует здесь, что если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды. Верен кому? Верен человеку, верен по любви. Верен богоподобной душе человека. Верь, что это освобождение от греха ведет человека посредством евангельских подвигов к Божественному совершенству. Верь, что человек может изобразить в себе “совершенного человека”, стать кротким и вообще украшенным всеми евангельскими добродетелями. От нас Богочеловек хочет только одного: исповедания и познания, что мы грешные, а все остальное сделает Он, Человеколюбец, Единственный и Спаситель простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды. И как “Праведный” и “Верный”, Он дарует нам Божественные силы, чтобы мы устояли в новой жизни, в жизни в правде и в преподобии истины (Еф. 4:24)

Архиепископ Евсевий (Орлинский):

Как бы так ответствует Апостол на помыслы тех, коих устрашает мысль о своей греховности: должны страшиться своих грехов только те, кто беспечно предаются им, не заботятся о том, чтобы не грешить, и, повседневно согрешая, не сознают себя грешниками, или не стараются истинным покаянием очистить себя от грехов: такие грешники, произвольно отвергая действие спасительной Благодати, удаляются от Спасителя и стремятся к погибели. Но если мы исповедуем наши грехи: то Он, милосердый Бог, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши, и очистит нас от всякой неправды. Если мы искренно сознаем свои грехи пред Богом, сокрушаемся о них и просим прощения их у Бога, ради заслуг Господа Спасителя, и исповедуем их пред отцом духовным, питаем желание и твердое намерение избегать грехов в будущее время: то всеблагий Бог, как обещавший прощать грехи и верный в Своих обетованиях, по Своей Божеской правде, приемля, в умилостивление за наши грехи, заслуги единородного Сына Своего, простит нам грехи и очистит нас от всякой неправды и всякой нравственной нечистоты, какой только можем мы подвергнуться по нашей наклонности ко грехам, по нашей нетвердости или по нашему нерадению, или забвению, или неведению, или по другой какой немощи.

Если исповедуем грехи наши. Исповедать свои грехи – необходимое условие, чтобы получить прощение их. Исповедать свои грехи пред Богом должны мы всегда, сознавая свое недостоинство пред Ним, и с искренним сокрушением и болезнованием прося у Него прощения своей вины каждый раз, когда сознаем свои грехи, испытывая свою совесть. А это мы должны делать повседневно, и во всякое время, когда только можем внимать себе и свои внешние и внутренние действия сверять с законом Божиим. А в определенное время, по руководству святой Церкви, каждый православный христианин должен исповедовать свои грехи пред отцом духовным, чтобы чрез него получить отпущение или разрешение своих грехов от Самого Господа, по Его обетованию.

Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши. И в Ветхом Завете Бог многократно обещал прощение грехов кающимся грешникам (Иез. 18:21, 22), и в Новом Завете Иисус Христос говорит: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6:14), и научил молиться: и остави нам долги наша, или грехи наши, для того, чтобы мы не предавались малодушию и отчаянию, но надеялись получить и получали прощение своих грехов, по беспредельной благости Отца небесного. Он, как верный в Своих обетованиях и праведный во всех делах, без сомнения исполнит обещанное, когда мы с истинным раскаянием будем просить у Него милости.

И очистит нас от всякой неправды. Оставление грехов и очищение от всякой неправды или греховной нечистоты есть плод искупительных заслуг Иисуса Христа: Его кровь, как прежде сказал св. Иоанн, очищает нас от всякого греха (1 Ин. 1:7). А наше искреннее сознание своих грехов, сокрушение о них, моление к милосердому Богу о прощении и помиловании нас – только условия с нашей стороны, чтобы нам быть способными усвоить себе спасительное действие заслуг Искупителя, ходатайствующего о нас пред Отцем небесным.

Епископ Михаил (Лузин): 

Если исповедуем и проч.: исповедовать грехи не значит только сознавать их, хотя без сознания исповедание не может быть действенным, не только раскаиваться в них, но открыто исповедовать их пред Богом и пред свидетелем, поставленным вязать и разрешать грехи (Ин. 20:22—23), то есть при посредстве таинства покаяния.

Таким образом, смысл изречения таков: если христианин искренно сознает свои грехи пред Богом, сокрушается о них и просит прощения в них у Бога ради крестных заслуг Христа Спасителя, если исповедует их пред отцом духовным, питая желание и намерение избегать грехов, то он получит от Бога прощение оных.

Таинство покаяния есть, таким образом, необходимое условие примирения христианина с Богом крестною жертвою Христовою. «Апостол повторяет несколько раз свою речь, дабы чрез обильные и частые обличения представить им всю великость преступления и преклонить их к исповеди. Сколь великое благо рождается от исповеди, видно из следующих слов: скажи ты прежде грехи свои, чтобы оправдаться (Ис. 43:26). А что для начинающего ученика учитель часто повторяет одно и то же, сначала кратко, потом пространнее, чтобы сообщить познание яснейшее, это дело обыкновенное» (Феофилакт). — Верен и праведен: верность Свою Бог являет в Своих обетованиях и исполнении их (ср. Евр. 10:23; Евр. 11:1; 1 Кор. 1:9; 10, 13; 1 Фес. 5:24); что Он обещает сделать, то сделает, так как Он Своему слову всегда верен, как истинный во всех Своих словах и делах. И праведен: или правосуден, воздает всякому и всему по делам, справедливый, беспристрастный. Или, как толкует блаженный Феофилакт: «Бог верен, это — то же, что истинен; ибо слово верен употребляется не о том только, кому вверяют что-нибудь, но и о том, кто сам весьма верен, кто собственною своею верностию может и других делать такими. В таком смысле Бог верен, а праведен Он в том смысле, что приходящих к Нему, как бы ни были они грешны, не прогоняет» (см. Ин. 6:37). В приложении к прощению грехов человеческих и очищению неправд их выражение имеет такой смысл: как бы тяжки ни были грехи наши, не должно смущаться и отчаиваться, страшась праведного суда и гнева Божия. Он простит нам прегрешения наши, потому что Он не может быть неверным в известных обетованиях Своих о принятии спасающихся грешников, ибо кровию Христовою вполне удовлетворяется правосудие Божие и жертвою Его прощаются человеку всякие грехи и очищаются всякие неправды. — Простит, или оставит: не только снимет вину грехов как судия, но уничтожит, или изгладит, самые грехи, так что и помину их не останется ни в мысли, ни на деле; очистит, или омоет, кровию Христовою, или уничтожит нечистоту. Очищение грехов и оставление всякой нечистоты есть плод искупительной жертвы Христа Спасителя, а наше исповедание грехов и сокрушение суть условия с нашей стороны, чтобы быть способными усвоить себе спасительное действие заслуг Искупителя.