«Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8)

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: 

Говеющие! Бойтесь мнимой праведности своей или бесчувственности греховной, поражающей сердце особенно пред великим Таинством Исповеди и Причащения. Вы не находите себя грешниками, великими грешниками? Вы не чувствуете и не припоминаете своих грехов? А вот если вы не любите Бога всем сердцем — разве это не великий грех, и любите другое, кроме Бога; если вы не имеете в сердце живой искренней веры и надежды — разве это не великий грех? Разве самая бесчувственность не есть грех — хула на Бога? Если говорим, что не имеем греха… Ах! Мы видели на исповеди и таких бесчувственных, которые стояли и ничего не говорили, как бы ничего преступного не сделали. Пакость сатаны. Бойтесь сатаны. Тут-то диавол хочет погубить весь труд вашего говения.

***

Когда не сознаёшь и не чувствуешь своих грехов, не считай себя тогда праведником: говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Ты только не видишь своих грехов, а их у тебя бездна: В бездне греховней, сказано, валяяся, следную милосердия Твоего. Возьми на себя труд узреть свои грехи и моли о том Бога — увидишь, что ты грешник, превзошедший всех грехами, и прольешь о себе слезы умиления и покаяния. Ты найдешь в себе и маловерие, и неверие, и гордость, и злобу, и ненависть, чревоугодие, скупость, сребролюбие, любостяжание, уныние, леность, праздность, празднословие, ложный стыд, обиды других, человекоугодие, человеконадеяние, небрежение в деле Божием, лицеприятие, блуд, прелюбодейство и прочее.

Епископ Михаил Лузин:

Если говорим и проч.: как бы человек ни был праведен, он всегда имеет грехи, и, чем он праведнее, тем глубже сознает свою греховность и не может говорить, что он не имеет греха. Ценою крови Христовой христианин возрождается в новую жизнь и может ходить во свете, но всегда может ниспасть во тьму греховную, всегда удобопреклонен ко греху и грешен, и потому, если кто стал бы говорить и уверять, что он не имеет греха, тот обманывает себя, в самообольщении не видит себя, каков он есть на самом деле, не понимает и не сознает истины, поступает не по истине и истины нет в нем. Возможно ли, чтобы кто-нибудь считал себя безгрешным? Вероятно, так учили лжеучители и обольщали таковым лжеучением, совершенно нелепым, и их нелепость изобличает апостол. Хождение во свете не означает того, чтобы верующие последователи Христовы были совершенно чисты от грехов, безопасны совершенно от падения, а означает только то, что они стараются по мере сил исполнять заповеди Божии и удаляться от всяких грехов, а подвергаясь оным, очищаются кровию Христовою от них. Но, с другой стороны, сознание, что христианин грешит и склонен к падению, не значит, что он не может ходить во свете, и потому не должно устрашать или приводить в отчаяние, ибо кровь Христова сильна очистить его от всякого греха при условии исповедания грехов.