Эскиз исповеди по трудам протоиерея Александра Ветелева

Протоиерей Александр Ветелев (1892-1976)

Приступая к исповеди, помолимся: «Господи! Открой душу мою на покаяние и приими мое исповедание»; «Господи, согрешихом на небо и пред Тобою!…»

Выступая на общественное служение для спасения рода человеческого, Господь наш Иисус Христос начал Свою проповедь словами: Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное (Мф. 4, 17).

— Покайтесь! — говорит Христос. — Сознайте свои грехи; осудите себя и дайте слово больше не грешить! Это — первый шаг ко спасению.

Братие и сестры! Источником нашей жизни является Господь. Мы должны веровать в Него так крепко и любить так сильно, чтобы жить с постоянной молитвенной памятью о Нем, прося Его благословения и благодатной помощи во всех трудах и начинаниях своей жизни и благодаря Его после завершения их. Верим ли мы так крепко в Бога и любим ли так сильно Его? — Скажем прямо: нет такой веры и нет такой любви у нас к Богу.

Это видно из того, что живем мы не по Божией, а по своей воле: все сами себе разрешаем и позволяем, что хотим, то и делаем, что хотим, то и говорим, то есть живем так, как будто нет над нами Бога. У нас часто возникают сомнения, колебания в вере и даже хульные, кощунственные мысли. Мы часто равнодушно и всуе произносим имя Божие.

— Господи! Прости нам, ибо мы виновны пред Тобою. Здесь каждый из нас может сказать: грешен, прости, Господи, мою слабую веру и мое своеволие.

Признаком наличия у человека живой веры является молитвенность. Кто верит в живого и близкого нам Бога и надеется на Его помощь, тот постоянно и горячо Ему молится. А кто из нас дерзнет сказать, что он находится в постоянном молитвенном общении с Богом? Не наоборот ли? Скажем прямо: мы редко молимся. Нам все «некогда» молиться, а если когда и молимся, то скороговоркой, с суетой в голове и с рассеянностью в мыслях.

— Господи! Прости нам! О, если бы мы с молитвой начинали день, молитвой его сопровождали и заканчивали. Совсем по-другому протекала бы наша жизнь; это была бы жизнь в Боге и с Богом. Господи, просвети наш ум и смягчи наши сердца, чтобы нам славословить Тебя в молитвах и просить о помощи в скорбях и нуждах.

Когда слаба у нас вера в Бога и бездушна молитва, то мы живем во тьме духовной, без благодати, без помощи Божией, без вразумления свыше.

Оставаясь духовно одинокими, при всяких неудачах и невзгодах мы опускаем руки, падаем духом, преисполняемся страхом, унынием, тоской, печалью и даже отчаянием.

Смотрите, сколько грехов входит в нашу душу, когда она живет без молитвы, без благодатного общения с Богом!

Указанные грехи обычно влекут за собой и другие, такие, как ропот, недовольство жизнью, мрачные мысли о преждевременной смерти. Не дай Бог переживать в душе эти грехи! Поэтому тот, чья душа омрачалась ими, пусть покаянно скажет: «Грешил грехом ропота, недовольства жизнью, мрачными мыслями о смерти. Прости меня, Господи!»

Когда люди впадают в тяжелое состояние, они ищут какого-либо из него выхода. Какой выход ищут маловерные люди, впадая в уныние, тоску, ропот, недовольство жизнью?

Одни из них готовы бежать к гадалкам, знахаркам, другие сами берут в руки карты, думая по ним узнать свою судьбу, третьи ищут утешения и поддержки у соседей, или в вине, развлечениях, четвертые замыкаются в ожесточение, озлобление или отчаяние.

Смотрите, как мы, и весьма часто, стараясь избавиться от одних грехов, впадаем в другие и, тем самым, все дальше и дальше отходим от Бога. Кто грешен в этих смертных грехах, пусть покается: Господи! Я великий грешник, я великая грешница пред Тобою, душа моя в тоску впадала и недовольство жизнью проявляла, и к суевериям прибегала, и озлоблялась, и ожесточалась, и в отчаяние впадала. Прости меня, Господи!

Помолимся: «Укрепи, Господи, нашу веру и любовь к Тебе и посли нам благодать Твою, чтобы все скорби и невзгоды переносить как испытания, как крест, посылаемый Тобой, Господи, для нашего вразумления, укрепления и спасения!»

Упомянутые нами грехи — грехи против Бога — происходят от нашего маловерия, слабой молитвы и надежды на Бога.

Теперь коснемся наших грехов против своих родных, против своих ближних.

Как мало из нас найдется таких, кто сохранил в сердце любовь, преданность и послушание своим родителям и дедам и бабушкам, у кого никогда не было против них раздражения, дурных мыслей и поступков, не было с ними ссор и вражды?! Как часто жизнь с нами стариков мы переживаем как обузу и тяжесть. — О, как мы грешны в этом!… Господи! Прости меня за непочитание родителей и стариков наших, за зло и слезы, причиненные мною им.

Если наши родители, деды умерли, то мы грешны против них, так как мало о них молимся. — Господи! Прости нам и эти грехи.

А сколько ран сердечных мы наносим в своих семьях друг другу резкими оскорбительными словами! Как мало любви, согласия, взаимопонимания между членами единой семьи?! А все это потому, что мы далеки от самоотречения и смирения, утратили терпение, не признаем ни в чем воздержания и тяготимся семейными обязанностями. — Господи! Прости нас за семейные раздоры, неполадки, несогласия и за те раны, которые мы, словами и делами, так часто наносим в семьях друг другу!

А теперь обратите особое внимание на ваши отношения со всеми другими людьми: с соседями, с товарищами по работе. Не осуждаем ли мы постоянно друг друга? Не враждуем ли, не подозреваем ли? Не празднословим ли злобно против них?

Господь нам заповедал: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Так ли мы поступаем? Не больше ли всего в своей жизни мы занимаемся тем, что всех осуждаем, злостно критикуем, если не в лицо и перед другими, то про себя, в своей душе! Вспомните тех, кого вы часто осуждали и осуждаете, и попросите пред Господом у них прощения. Да и сами пред Господом простите обижающих вас. Помолимся в глубине своего сердца:

«Господи, помоги мне простить моих обидчиков и смягчи сердца обиженных мною, чтобы и они простили меня».

Господь говорит каждому из нас: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15).

Будем всегда помнить и следующее предостережение Господне:

Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23-24).

Святой Иоанн Златоуст говорит: «О, благость! О, неизреченное человеколюбие! Господь повелевает, чтобы поклонение Ему остановилось вследствие требований любви к ближнему… Пусть, — говорит Он, — прервется служение Мне, только бы сохранилась твоя любовь, потому что и то — жертва, когда кто примиряется с братом».

Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф. 7, 12).

Мы должны ставить себя в положение ближнего и делать ему то, что сами бы желали получить, находясь в его положении. Если будем руководиться этим правилом, будем поступать справедливо, по любви.

Когда человек судит, осуждает другого и не примиряется с ближним, то тем самым считает себя лучше, выше других и впадает в смертный грех гордости. Мы потому так неприязненно и судим и терзаем других, что очень горды, тщеславны, высокомерны, кичливы, а отсюда и завистливы, и жестокосердны, и нетерпимы к ближним. — Господи, прости нам! Господи, вразуми нас и спаси нас!

Мы судим друг друга потому, что, по нашей гордости, злоупотребляем великим даром Божиим — нашим языком. Мы злоупотребляем и тогда, когда обманываем друг друга, когда у нас на уме одно, а на языке другое, когда мы одно думаем, а другое говорим.

В Священном Писании говорится, что ложь — отвратительное пятно для человека (см.: Сир. 20, 24). А как мы часто пятнаем себя этим противным пороком. Сколько у нас лжи, лукавства, хитрости, коварства, обмана, которыми мы опутываем друг друга, и чаще всего при помощи все того же языка?! — Господи, прости нас за грехи лжи и обмана, хитрости, лукавства, двоедушия, коварства, лицемерия.

Боже милосердный, не хотяй смерти грешника! Не осуди нас за наши грехи и беззакония, просвети нас светом Твоей Божественной благодати; излей на нас великую милость твою и умудри нас во спасение.

Многие из нас страдают унизительной привычкой браниться дурными словами, божиться. Заповедь же Господня нам гласит. Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 37). В другом месте Господь предупреждает нас и говорит, что за всякое праздное слово мы дадим ответ в день суда (см.: Мф. 12, 36). — Господи, прости нам наше празднословие, суесловие, сквернословие, многоглаголание.

Помолимся вместе с пророком Давидом: Положи, Господи, хранение устам моим и огради двери уст моих (Пс. 140, 3).

Для нашего общего назидания послушаем, что пишет святой апостол Иаков в своем соборном послании (чти гл. 3 со второго стиха).

Какие еще грехи и мерзости мы допускаем в своей повседневной жизни?

Мы часто ленимся, нечестно выполняем свои служебные обязанности, грубим друг другу. Мы часто раздражаемся, гневаемся, не терпя обид или неприятностей друг от друга. — Господи, прости нам! Господи, в добре и правде, честности и святости укрепи путь земной жизни нашей!

А сколько бед и несчастий приносят человеку грехи плоти: блуд, прелюбодеяние и всякая плотская нечистота. Сколько разбитых супружеств, покинутых жен или мужей, осиротевших детей стало жертвой этого греха! А между тем нам даже в помыслах запрещено грешить этими грехами, ибо сказано: Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). Кто из нас чист от этого греха? Кайтесь! Кайтесь каждый чистосердечно и искренне! — Господи! Прости меня за грех пристрастия к телу, за служение плотским страстям и вожделениям. Господи, очисти мое сердце, просвети ум, укрепи волю в борьбе с похотью тела и растленностью воображения.

Много еще и других грехов в нашей жизни! Их всех просто перечесть невозможно! Вот, например, человек стоит в храме и молчит и, по-видимому, никому зла не приносит и никакого греха не творит. А если заглянуть в его душу, то сколько там обнаружится тайных мыслей, скрытых дурных желаний, всяких вожделений и воздыханий! Чего только не позволяем мы себе в тайных мыслях: и осуждаем одних людей и завидуем другим, и себя превозносим и не стыдимся разных непристойностей и мерзостей! В нас живут как бы два разных человека. На виду, на людях — один человек, а внутри себя — совсем другой: тут мы слабые, завистливые, похотливые, мелочные, гордые, бессовестные, как будто уже совсем потерявшие образ Божий.

Грешны ли мы в этом? О, да! Каждый грешен в тайных грехах и помыслах. — Прости, Господи, за мою раздвоенность, расколотость, расслабленность и внутреннюю скрытость и тайную греховность!

Господи! Грехи наши неисчислимы, явные и тайные, сознательные и несознательные… Ты веси немощь естества нашего: помилуй нас, Господи, помилуй! Прости все наши грехи и беззакония!

Не помяни, Господи, множество грехов наших и в час праведного суда Твоего. Не отвержи нас, Господи, от лица Твоего! Но человеколюбием Твоим помилуй нас, прости и спаси нас! Аминь.

Далее читается молитва по Требнику: Господи Боже спасения рабов Твоих… (см.: с. 23-24). Если после исповеди и даже разрешительной молитвы вспомните грехи, в которых сейчас не покаялись, то кайтесь и в них, и это делайте вплоть до времени святого причастия.

А сейчас, не торопясь, по одному, будете подходить за разрешительной молитвой. Произносите каждый и каждая свое имя; не ставьте священника в необходимость спрашивать об этом. Благодать и милость Божия буди со всеми вами!

Линия для разделения текста

ИсточникПолная исповедь. Подготовка к таинству Покаяния по наставлениям святых и подвижников благочестия (с объяснением грехов)

Ошибка в тексте